BTL (below the lline или "под линией") - включает в себя стимулирование сбыта среди потребителей (consumer promotion), стимулирование сбыта среди торговых посредников (trade promotion), прямой маркетинг (direct marketing), special events, POS-материалы, работа с базами данных, PR и многое другое.
Consumer promotion - (стимуляция конечного потребителя) - акции, направленные на конечного потребителя товаров или услуг, наиболее распространенные механики - распространение бесплатных образцов продукта, дегустации, подарок за покупку, розыгрыш призов, организация центров выдачи призов, консультации в местах продаж, презентации, распространение рекламных материалов ( листовки, буклеты, брошуры)
FMCG (Fast Moving Consumer Goods) - быстро оборачиваемые товары. Разделяются на две главные группы - продукты питания и напитки, товарами народного потребления (бытовая химия, гигиенические товары и тд.)
Дегустации (tasting) — промо мероприятие, в ходе которого потенциальным потребителям предоставляется бесплатная возможность ознакомиться со вкусовыми, эстетическими свойствами продукта. Главной целью дегустаций является совершение первой покупки Вашего товара потребителем. Поскольку проведение дегустаций оказывает положительное воздействие на узнаваемость товара и отношение к нему потенциального покупателя, вероятность совершения первой покупки многократно повышается. Обычно дегустации устраиваются в супермаркетах, крупных продовольственных магазинах, торговых центрах
Подарок за покупку (gift with purchase promotions) - промоушн с получением подарка за покупку. Обычно подарок логически связан с продвигаемым товаром (орешки к пиву, зажигалка к сигаретам и тд.) Ценность подарка зависит от цены и количества покупаемого продукта
Консультации (product consulting) - прямой рассказ о товаре. Обычно консультации проводятся в местах продажи, в случаях когда возможности продвижения товара ограничены законодательно (например алкогольная напитки, табачные изделия)
Лефлетинг (leafleting) — раздача листовок в местах скопления целевой аудитории - центральные улицы, рынки, городские праздники и тд.
Обмен продукции на товар конкурента – Хорошее предложение для нелояльных потребителей - упаковка продвигаемой марки меняется на неполную упаковку товара-конкурента. Цель: переключить покупателя на свой бренд. Данная методика особенна популярна в продвижении табачных изделий
Сэмплинг (sampling) - бесплатное распространение пробных образцов продвигаемого товара (на пробу). В отличии от дегустации, каждый "сэмпл" имеет собственную упаковку, за счет чего акции можно проводить на улицах, в местах скопления целевой аудитории. Обычно применяется при выводе нового товара на рынок
Розыгрыш — акция с возможностью получения легкого выигрыша. Акции бывают мгновенные — организуются на месте продаж, а также с отложенным розыгрышем — длительные, способствующие созданию постоянного круга потребителей торговой марки
Trade promotion (стимуляция торговой сети) - семинары и презентации для сотрудников торговых сетей, дистрибуторов. Бонусные программы, конкурсы между торговыми точками, программы «таинственный покупатель», мотивационные программы для сотрудников торговых сетей и многое другое.Бонусная программа - программа продвижения продукта силами торговой сети. В рамках программы представитель заказчика посещает торговые точки учавствующие в бонусной программе, оценивает выполнение условий программы и при соблюдении правил программы начисляет бонусы (торговой точке или продавцу). По завершению программы бонусы обмениваются на призы согласно условий программы
Мерчандайзинг (Merchandising) — комплекс мероприятий, проводимых в торговом зале и направленных на продвижение товара, марки, вида или упаковки. Результат программы по мерчандайзингу — стимулирование желания потребителей выбрать и купить продвигаемый товар. В рамках программы мерчендайзинга осуществляется контроль за аккуратной выкладкой товара на полке, его ассортимента, размещаются POS-материалы, своевременно заказывается товар со склада. Проводится контроль соответствия ценников товарам, выложенным на полках и срока годности товара.
POS-материалы (Point Of Sales - Точка Продажи) - рекламные материалы для оформления мест продажи товара: плакаты, информационные листовки, шелфтокеры, вобблеры, флажки и тд.
Тайный покупатель (Mystery shopper) - методика оценки качества обслуживания в розничной сети. Сотрудники агентства, прошедшие специальную подготовку посещают офис, магазин, кафе и т.д. под видом обычного покупателя, общаются с персоналом, оценивают поведение и обслуживание со стороны сотрудников в соответствии с инструкцией (чаще всего оценивается компетентность, профессионализм, поведение персонала, внешний вид помещения) Всю полученную информацию "тайный покупатель" фиксирует в оценочной форме. Визит может сопровождаться аудио либо видеозаписью. Данная методика дает возможность объективно оценить недостатки качества сервиса со стороны персонала с целью дальнейшего устранения недостатков, а также проанализировать конкурентные преимущества посредством оценки аналогичных объектов конкурентов.Программа "тайный покупатель" носит не карательный, а рекомендательный характер
Он-трейд (оn trade) — торговые точки, в которых потребление происходит на месте (рестораны, дискотеки, казино, отели, кафе)
Офф-трейд (оff trade) — торговые точки, в которых потребление происходит вне места покупки (торговые центры, супермаркеты, магазины, киоски)
Партизанский маркетинг (Guerrilla Marketing) - нестандартные (чаще всего малозатратные) решения по продвижению торговой марки, продукта. Наиболее известные механики - реклама в неожиданных местах (эмбиент медиа), флешмобы (flashmob), life placement, product placement, распространение слухов (buzz marketing), вирусный маркетинг в Internet и тд. Термин ввел Джей Конрад Левинсон
Базз маркетинг (buzz marketing) - распространение слухов в людных местах, сети Internet и тд. Рекламным носителем являются люди. Buzz-технологии широко используются в предвыборных компаниях. Недостатки - выпущенный на волю слух может выйти из под контроля и трансформироваться в иной смысл
Размещение в жизни (Life placement) - создании в жизни потребителей скрытых театральных спектаклей, способствующих продвижению торговой марки, товара
Product placement - размещение торговой марки, продукта в телевизионном сериале, передаче, кинофильме, музыкальном клипе или книге. Главная цель размещения - установление позитивных ассоциаций продвигаемого продукта с героем или художествнным сюжетом
Мем (англ. meme) - нечто среднее между геном и вирусом, только культурным, а не биологическим. Мем, подобно вирусу, заражает умы людей, после чего инфицированные передают его друзьям, родственникам и просто незнакомым людям. Характерные примеры мема — модные мелодии, анекдоты, фразы из рекламных роликов, слухи, письма счастья пересылаемые по Интернету.
Флешмоб (флэшмоб, flashmob) — это неожиданное появление людей в заранее установленном месте и заданное время. Участники по сценарию совершают определенные действия, удивляя проходящих мимо людей, а потом расходятся, растворяясь в толпе также неожидано, как и появились. Флешмоб представляет собой яркую и немножко абсурдную кратковременную акцию (обычно до 5 минут) с заранее разработанным планом действий
Эмбиент медиа (ambient media, ambient с англ."окружающий") - визуальная (и не только) реклама, которая достигает потребителей в самых неожиданных местах - все нетрадиционные, небанальные, незанятые рекламоносители
Ивенты (special events) – Яркие, запоминающиеся мероприятия (общегородские праздники, спортивные мероприятия, фестивали, концерты, клубные вечеринки) сочетающие в себе ATL, BTL, PR технологии достигающие целевую аудиторию через различные информационные каналы взаимоусиливающие друг друга (эффект синергии)
Road show (роуд шоу) - специальные мероприятия, промо активности с использованием брэндированных автомобилей, ретро-автомобилей в местах скопления целевой аудитории
Прямой маркетинг (direct marketing) – это комплекс мероприятий, с помощью которых компания выстраивает прямые маркетинговые коммуникации персонально с каждым потребителем товаров и услуг, устанавливая с ними длительные взаимовыгодные отношения. При этом коммуникации носят двухсторонний характер, ответную реакцию на предложения от потребителя. К прямому маркетингу относят: почтовую рассылку (direct mail), телемаркетинг, работу с БД потенциальных потребителей, продажи через торговых представителей и т.д.
Связи с общественностью (PR - public relations) - управление репутацией компании. Главная задача PR - создание позитивного образа компании (продукции, личности) и внедрение его в общественное сознанием - спонсорство, социальные программы, информационные статьи и программы в СМИ (чаще не оплачиваемые компанией) и тд.